animateMainmenucolor
activeMenucolor
Уход за полостью рта
Обратная связь

Иммунная система

Приобретённый иммунитет.

        Приобретённый иммунитет возникает вследствие адаптации иммунной системы к чужеродным элементам, которые проникают в организм человека. Для того, чтобы адаптироваться к новой угрозе, иммунная система должна сначала распознать нарушителя, затем создать специальное оружие против него, и, наконец, сохранить в памяти информацию о данном нарушителе, чтобы своевременно отреагировать на повторное проникновение данного инфекционного агента.
        Оптимальное функционирование системы приобретённого иммунитета определяется четырьмя ключевыми моментами:
     1) функционирование тимуса и созревание Т-лимфоцитов;
     2) образование антител;
     3) синтез цитокинов;
     4) трансфер фактор.
        Роль тимуса. Систему обучения иммунных клеток можно сравнить с системой образования, в которой выделяют несколько ступеней: дошкольное обучение, начальное и среднее школьное образование, а также высшее. Если следовать этому сравнению, в тимусе иммунные клетки получают дошкольное и начальное школьное образование. Поскольку эти лимфоциты созревают в тимусе, они носят название Т-лимфоцитов. К Т-лимфоцитам относятся Т-хелперы, Т-супрессоры и цитотоксические Т-лимфоциты.
        Каждый класс Т-лимфоцитов выполняет свою строго определённую функцию. Т-хелперы помогают другим клеткам иммунной системы выполнять свои важные функции. Т-супрессоры контролируют степень иммунного ответа и не допускают чрезмерной активации иммунной системы. Как Т-хелперы, так и Т-супрессоры выполняют свои функции опосредованно, влияя на функции других иммунных клеток. Цитотоксические Т-лимфоциты (ЦТЛ) воздействуют непосредственно на чужеродные клетки. Во время созревания в тимусе ЦТЛ обучаются распознавать свои и чужие "опознавательные знаки".
        Интенсивность процессов обучения иммунных клеток в тимусе является относительно низкой в детском возрасте и постепенно нарастает к моменту наступления полового созревания. После полового созревания тимус начинает уменьшаться в размерах и постепенно теряет свою иммунологическую активность на протяжении всей оставшейся жизни. Процесс утраты функций тимуса можно сравнить со снижением эффективности школьного образования. Уменьшение числа подготовленных Т-лимфоцитов в связи со старением тимуса считается одной из причин развития иммунодифицитных состояний у пожилых.
        Кроме того тимус продуцирует целый ряд гормоноподобных веществ (тимозин ?-1, тимулин, тимопоэтин и т.д.), которые способствуют поддержанию специфической иммунной активности Т-лимфоцитов. С возрастом концентрация тимических факторов снижается, т.е. развивается так называемая "тимическая менопауза". В результате этого снижается эффективность Т-лимфоцитов, что проявляется более частым развитием заболеваний у пожилых.
        Кроме того тимус продуцирует целый ряд гормоноподобных веществ (тимозин ?-1, тимулин, тимопоэтин и т.д.), которые способствуют поддержанию специфической иммунной активности Т-лимфоцитов. С возрастом концентрация тимических факторов снижается, т.е. развивается так называемая "тимическая менопауза". В результате этого снижается эффективность Т-лимфоцитов, что проявляется более частым развитием заболеваний у пожилых.
          Чтобы пояснить сказанное, заметим, что тимус осуществляет контроль над тем, чтобы иммунная система поражала только чужеродные клетки, не повреждая при этом нормальные клетки нашего организма. По мере снижения функциональной активности тимуса способность иммунной системы уничтожать чужеродные элементы постепенно снижается, тогда, как возможность аутоиммунных реакций против тканей собственного организма неуклонно нарастает. Этот феномен получил название возрастного парадокса.
          Без достаточной подготовки в начальной и средней школе многие ученики будут слабо знать математику и свой родной язык, в результате чего они не смогут понимать более сложный материал на дальнейших ступенях обучения. Точно так же недостаточно обученные в тимусе Т-лимфоциты будут неспособны понять и правильно интерпретировать внешние сигналы, с которыми им придётся столкнуться в дальнейшем.
          В заключении добавим, что способность иммунной системы к полноценному обучению и усвоению стратегий охраны здоровья может также снижаться в связи с воздействием самых разнообразных стрессирующих факторов - эмоционального стресса, инфекционных и онкологических процессов, травматического поражения, плохого питания и т.д.
          Антитела - это белковые молекулы, которые синтезируются В-лимфоцитами и являются главной ударной силой иммунной системы. Антитела соединяются с антигенами, т.е. с чужими "опознавательными знаками", которые имеются на чужеродных клетках. Антитела имеют особую форму, соответствующую форме каждого из антигенов. Соединяясь с соответствующими антигенами, антитела обезвреживают чужеродные элементы. Антитела также имеют и другое название - иммуноглобулины. Наиболее важные классы антител - это иммуноглобулины А (IgA), IgG, IgE, IgM. Каждый из классов иммуноглобулинов выполняет свою особую функцию в иммунной системе.
          Макрофаги (дословно "большие пожиратели") - это большие иммунные клетки, которые захватывают и затем по частям уничтожают чужеродные, мёртвые или повреждённые клетки. В том случае, если "поглощенная" клетка является инфицированной или злокачественной, макрофаги оставляют нетронутыми ряд её чужеродных компонентов, которые затем используются в качестве антигенов для стимуляции образования специфических антител. Таким образом, макрофаги выступают в качестве антиген-презентирующих клеток. Это означает, что макрофаги специально выделяют антигены из структуры чужеродной клетки в таком виде, в котором эти антитела могут быть легко распознаны Т-лимфоцитами. Уже после этого запускаются реакции специфического иммунного ответа, в результате которых избирательно уничтожаются чужеродные или раковые клетки.
          Клетки памяти (Т- и В-клетки) выполняют функцию хранения иммунологической информации, которую организм получает в течении всей жизни. Именно благодаря сохранению информации о первичном контакте с чужеродной клеткой, иммунный ответ при повторном её проникновении обычно бывает настолько эффективным, что мы даже не замечаем факта повторного заражения.
          Цитокины. Помимо выработки специальных клеток в иммунной системе синтезируется целый ряд сигнальных молекул, которые носят название цитокинов. Цитокины играют очень важную роль на всех этапах иммунного ответа. Одни цитокины выступают в качестве медиаторов реакций врождённого иммунитета, а другие контролируют реакции специфического иммунитета. В последнем случае цитокины регулируют активацию, рост и дефференцировку клеток. Например, образование иммунных клеток регулируется колониестимулирующими факторами (КСФ), относящимися к классу цитокинов. К числу наиболее важных цитокинов относится и трансфер фактор (фактор переноса).
          Процесс обучения системы иммунитета нашего организма можно сравнить с системой образования, в которой выделяют несколько ступеней: дошкольное обучение, начальное и среднее школьное образование, а также высшее.

Врождённый иммунитет

        Клетки, обеспечивающие реакции врождённого иммунитета (например, НК-клетки или натуральные киллеры), являются первой линией защиты против раковых клеток и возбудителей инфекционных заболеваний.
         Система врождённого иммунитета, которая представляет собой совокупность различных клеточных рецепторов, ферментов и интерферонов обладающих противовирусными свойствами, характеризуется тем, что для развития неспецифических иммунных реакций ей не требуется предварительного (первичного) контакта с инфекционным агентом.

Приобретённый иммунитет.

        Приобретённый иммунитет возникает вследствие адаптации иммунной системы к чужеродным элементам, которые проникают в организм человека. Для того, чтобы адаптироваться к новой угрозе, иммунная система должна сначала распознать нарушителя, затем создать специальное оружие против него, и, наконец, сохранить в памяти информацию о данном нарушителе, чтобы своевременно отреагировать на повторное проникновение данного инфекционного агента.
        Оптимальное функционирование системы приобретённого иммунитета определяется четырьмя ключевыми моментами:
     1) функционирование тимуса и созревание Т-лимфоцитов;
     2) образование антител;
     3) синтез цитокинов;
     4) трансфер фактор.

Взаимодействие систем врождённого и приобретённого иммунитета.

        Научные исследования последнего времени существенно расширили наше понимание того, каким образом системы врождённого и приобретённого взаимодействуют друг с другом. Теперь мы знаем, то система врождённого иммунитета запускает более медленные, но более специфичные реакции в системе приобретённого иммунитета.
Архив

Дата: 24.04.2024. 21:30