Процесс обучения системы иммунитета нашего организма можно сравнить с системой образования, в которой выделяют несколько ступеней: дошкольное обучение, начальное и среднее школьное образование, а также высшее.
Клетки, обеспечивающие реакции
врождённого иммунитета (например, НК-клетки или натуральные киллеры), являются
первой линией защиты против раковых клеток и возбудителей инфекционных
заболеваний.
Система врождённого иммунитета, которая представляет собой совокупность
различных клеточных рецепторов, ферментов и интерферонов обладающих
противовирусными свойствами, характеризуется тем, что для развития
неспецифических иммунных реакций ей не требуется предварительного (первичного)
контакта с инфекционным агентом.
Приобретённый иммунитет возникает вследствие адаптации иммунной системы к чужеродным элементам, которые проникают в организм человека. Для того, чтобы адаптироваться к новой угрозе, иммунная система должна сначала распознать нарушителя, затем создать специальное оружие против него, и, наконец, сохранить в памяти информацию о данном нарушителе, чтобы своевременно отреагировать на повторное проникновение данного инфекционного агента.
Оптимальное функционирование системы приобретённого иммунитета определяется четырьмя ключевыми моментами:
1) функционирование тимуса и созревание Т-лимфоцитов;
2) образование антител;
3) синтез цитокинов;
4) трансфер фактор.
Научные исследования последнего времени существенно расширили наше понимание того, каким образом системы врождённого и приобретённого взаимодействуют друг с другом. Теперь мы знаем, то система врождённого иммунитета запускает более медленные, но более специфичные реакции в системе приобретённого иммунитета.